Проект "Создание институтов охраны здоровья на пространстве ШОС"
31 марта 2015
Иринчей Матханов выступил на заседании рабочей группы по традиционной медицине Делового Совета Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) по реализации проекта "Создания институтов охраны здоровья на пространстве ШОС".
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за последние тринадцать лет число стран, имеющих государственную политику в области Комплементарной медицины, выросло более чем в два раза, а регулирующих лекарственные средства растительного происхождения в полтора, и составляет 119 стран. Все это привело к тому, что на Всемирной Ассамблее здравоохранения была утверждена стратегия ВОЗ в области комплементарной медицины до 2023 гг., важной частью которой является интеграция комплементарной медицины в национальные программы здравоохранения. В качестве примера предлагается взять страны, где проводятся масштабные научные исследования в этой области: Китай, Индию, Японию, Корею, Америку, Германию, Швейцарию и других.
Что касается нашей страны, то в таких регионах как Бурятия, Калмыкия, Тува, а также на Дальнем Востоке, традиционная восточная медицина имеет многовековую историю. Например, тибетская медицина в своей "ученой" монастырской форме стала активно распространяться в Монголии, среди калмыков и на территории этнической Бурятии в период формирования единой национальной медицинской школы в Тибете, т.е. с XVII в., и, как одна из десяти классических буддийских наук, преподавалась на медицинских факультетах крупных бурятских монастырей-университетов (дацанов). Тибетская медицина уже в начале XVIII в. была широко распространена среди бурят, а со второй половины XIX в. и среди русских жителей Забайкалья, которые часто обращались за помощью к бурятским ламам. Также калмыцкие и бурятские монахи обучались медицине в монастырях Тибета.
Несмотря на успехи в изучении и богатой истории практики комплементарной медицины, ее потенциал в нашей стране очень сильно недооценен и, более того, сложились неблагоприятные правовые условия для ее развития: само понятие "традиционная медицина" выведено из правового поля, отменено лицензирование медицинских услуг, основанных на методах традиционной и народной медицины; для методов традиционной медицины, разрешенных к применению в здравоохранении, не разработаны порядки и стандарты оказания медицинской помощи. Исчез правовой статус у гомеопатических аптек, а порядок регистрации гомеопатических препаратов приравнен к фармакологическим, что делает их регистрацию практически невозможной. Не определен порядок допуска к медицинской практике иностранных специалистов, использующих методы традиционной и народной медицины. На федеральном уровне не только не улучшаются, но усложняются условия научного изучения методов комплементарной медицины. В 2009 г. был закрыт Федеральный научный клинико-экспериментальный центр традиционных методов диагностики и лечения Росздрава, а созданный затем НИИ традиционной медицины в Российском национально-исследовательском университете имени Пирогова самоликвидировался. Отметим, что статья 50 ныне действующего ФЗ "Об охране здоровья граждан" называется "Народная медицина", но о традиционных системах медицинского знаниях в ней не упоминается вовсе. Необходимо подчеркнуть, что основы теории и практики традиционных медицинских систем, таких как аюрведа, китайская медицина, тибетская медицина и другие, зафиксированы в собраниях текстов и потому открыты для научного изучения.
Вторым принципиальным моментом является то, что препараты, предложенные этими системами, это многокомпонентные составы, в которых количество ингредиентов может достигать более двух десятков, и при их изготовлении сырье проходит специальную обработку для усиления фармакологических свойств и преодоления токсичности отдельных компонентов. Этим традиционные медицинские системы отличаются от народной медицины, в которой отсутствует методология, знания и навыки, полученные эмпирическим путем, не систематизированы, не имеют канонической основы, а для врачевания применяются простые сочетания трав. Одной из традиционных восточных медицин является китайская медицина. Документы по ее развитию в Российской Федерации подписаны по итогам ряда встреч на высшем уровне между Россией и Китаем. Чтобы сделать эффективные, безопасные и столь востребованные методы и средства Комплементарной медицины доступными для пациентов, прежде всего, необходима разработка соответствующей нормативно-правовой базы.
В Государственной Думе в рамках Комитета по охране здоровья сформирован Экспертный Совет по совершенствованию законодательства в сфере комплементарной медицины, который я возглавляю. Мы активно работаем с Министерством здравоохранения Российской Федерации, совместно с которым создана и действует Рабочая группа по вопросам Комплементарной (традиционной) медицины. В феврале 2014 г. Комитет Госдумы по охране здоровья провел Круглый стол "Правовое регулирование и перспективы развития традиционной, народной и восточной медицины в Российской Федерации", в работе которого приняли участие представители более 25 регионов страны. Ведется работа над концепцией государственного регулирования традиционной восточной и народной медицины, которая будет охватывать многие аспекты – от подготовки специалистов и разработки порядков оказания медицинской помощи до вопросов упрощения регистрации и сертификации средств и методов комплементарной медицины. Мы планируем провести Первый международный Конгресс по традиционной (комплементарной) медицине в странах Шанхайской организации сотрудничества, приурочив его к планируемой в июле встрече глав государств в Уфе, одной из основных целей которого является обмен опытом взаимодействия с современной медициной в странах ШОС.