В Бурятии депутат справедливоросс предложила коллегам по Народному Хуралу установить День БАМовцев
24 мая 2018
В Бурятии предлагается установить памятную дату республики День БАМовцев и отмечать его 8 июля. Законопроект об этом внесла в повестку очередной сес-сии Народного Хурала депутат фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Оксана Бухольцева, сообщили в республиканском парламенте
По ее словам, инициатива призвана увековечить трудовой подвиг строителей БАМа и само событие, ставшее поистине судьбоносным для многих поколений российских граждан. Что же касается даты – 8 июля, то она предложена в связи с тем, что 8 июля 1974 года принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали", давшее старт "стройке века".
Интересно, что на странице Окасны Бухольцевой в Facebook состоялась небольшая дискуссия на эту тему. Скептики напомнили о том, что тоннельщики БАМа считают своими праздники День строителя и День шахтера. "... Железнодорожники считают, что есть День железнодорожника. А ветераны БАМа считают, что свою долю в строи-тельство БАМа внесли и водители, и продавцы, и повара, и учителя, и медсестры, они также жили в палатках и даже в садике из марли работали", возразила инициатор законопроекта. А также ответила на вопрос – почему День БАМовцев предлагается отмечать только в Бурятии, а не во всей России?
Оказывается еще в 2017 году Народный Хурал вносил законопроект в Госдуму. "Хотели в российский календарь включить, но там – свистопляска", пояснила Оксана Бухольцева.
Бурятский участок БАМа протяженностью 525 км составляет одну шестую часть магистрали. Его строители внесли значительный вклад в "стройку века". В частности, члены отряда "Комсомолец Бурятии", сформированного из молодежи республики.
На Бурятском участке БАМа начинается уникальный Северомуйский тоннель длиной 15,3 км, строительство которого велось с 1977 года, а сбойка состоялась в 2001 году. Трасса тоннеля, находящегося на 300-метровой глубине Северомуйского хребта, попала в район Ангарканского тектонического разлома. В результате проходчики столкнулись под землей со сложнейшей гидрогеологической обстановкой. Вечная мерзлота в стволе тоннеля соседствовала с термальными водами, температура которых достигала 30 градусов. Прорывы водно-песчаной пульпы под давлением 16-17 атмосфер тормозили проходку и заставляли искать такие инженерные решения, которые до этого не применялись в мировом тоннелестроении.
Из Ангарканского разлома было откачено 20 млн куб м воды. Здесь производилось крупномасштабное химическое укрепление грунтов, осваивалось применение сейсмостойких двухслойных отделок тоннеля. Однако, несмотря на все сложности, расхождение осей встречных забоев в день сбойки оказалось ювелирным около 13 мм вместо планировавшихся 300 мм.
Байкало-Амурская магистраль. Идея строительства магистрали возникла очень давно. Первые предложения и проекты транспортного освоения Забайкалья и Приамурья появились еще в XIX веке. Но только в начале XX века севернее Байкала стали проводить изыскательские работы и обсуждать эту идею.
В 1930 году в ЦК ВКП(б) и СНК СССР был направлен документ о проектировании и строительстве железнодорожной магистрали с выходом ее к Тихому океану. Именно в нем будущая дорога впервые названа Байкало-Амурской магистралью. Вскоре начинается строительство отдельных участков, а также определяется генеральное направление трассы с опорными пунктами Тайшет север Байкала Тындинский Ургал Комсомольск-на-Амуре Советская Гавань. Великая Отече-ственная война помешала дальнейшему строительству, но в 1943-1945 гг. все-таки был введен в эксплуатацию стратегически важный участок Комсомольск-на-Амуре Советская Гавань. После войны строительство было продолжено, и в 50-х годах стал действовать западный участок Тайшет Усть-Кут.
БАМ был крайне смелым проектом до этого нигде в мире не прокладывали более 4 тыс километров железной дороги по столь пересеченной местности. Эпоха всенародного энтузиазма началась в 70-80-е годы. 8 июля 1974 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление "О строительстве Байкало-Амурской магистрали", а 17-й съезд ВЛКСМ объявил БАМ ударной комсомольской стройкой. Началась активная пропагандистская кампания по покорению Сибири. Вскоре на БАМ отправляется первый Всесоюзный комсомольский отряд. В строительстве магистрали принимали участие представители около 70 национальностей Советского Союза, так что всенародной стройкой БАМ называют не зря.
Единой магистралью БАМ стал только 27 октября 1984 года, когда было уложено знаменитое "золотое звено", соединившее западную и восточную части железной дороги, от Тайшета до Ванино. Тогда, на всем протяжении магистрали было открыто движение поездов. Тем не менее, говорить об окончательном завершении строительства было рано, так как не был достроен Северомуйский тоннель. Из-за этого поезда следовали по длинному перевальному обходу. Однако 5 декабря 2003 года был сдан в эксплуатацию последний участок БАМа Северомуйский тоннель.
Таким образом, параллельно Транссибу стала действовать вторая магистраль от Тайшета до Советской Гавани, а строительство магистрали, длившееся около 30 лет, было завершено. Сегодня Байкало-Амурская магистраль это железная дорога, проходящая по Восточной Сибири и Дальнему Востоку. Это второй (наряду с Транссибом) магистральный железнодорожный выход России Тихому океану. Общая протяженность от Тайшета до Советской Гавани 4300 км. Главная линия БАМа от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре. Сейчас реализуется программа модернизации БАМа – так называемый "БАМ-2".
Фото: stiley.ru